ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ
Борис Семенович Гецелев
родился в 1940 году в Куйбышеве (Самаре), где получил первоначальное музыкальное образование. Нижегородскую консерваторию окончил в 1966 году по классу композиции профессора А.А.Нестерова, далее аспирантуру под руководством Р.К.Щедрина.
60-е годы, когда происходило профессиональное становление будущего композитора, оказали влияние на всю его дальнейшую творческую жизнь. На музыке Гецелева лежит отпечаток целеустремленной работы мысли и взыскательного вкуса. Он тщательно продумывает любой замысел, в крупных сочинениях стремится к выражению глубоких идейно-художественных концепций. Другая характерная черта - живое, острое ощущение современности. В любой теме, привлекающей его внимание, он умеет найти актуальный поворот, отвечающий духу времени. Широта кругозора, свободное владение разнообразными приемами композиторской техники способствуют активным творческим поискам композитора. Его музыке свойственны сложная ладотональная основа, порой использование серийной техники, особая изобретательность в ритме и тембровой палитре. Вместе с тем комплекс выразительных средств всегда строго отобран, фактура большей частью прозрачна, форма лаконична и отточена. Так как все тематические элементы при этом интенсивно развиваются, музыкальное высказывание Гецелева всегда значительно, лишено общих мест или рамплиссажей.
Жанровый диапазон его музыки многообразен - от простой детской песенки до сложных симфонических концепций. Однако можно выделить две основные сферы, составляющие заметный контраст между собой.
Первая из них связана с классическими жанрами, главным образом, инструментальной музыки, трактуемыми новаторски свободно. Сюда относится ряд ансамблей, симфоническая Фреска, две симфо-нии, концерты с оркестром - для фортепиано, виолончели, кларнета. Большинство этих произведений проникнуто драматическим тонусом, чувством тревоги. Их музыкальный язык насыщен остротой и сложностью, в гармонии преобладает диссонантность как постоянная выразительная краска.
Начиная с 80-х годов и позднее, в ряде произведений - Первой симфонии, Фортепианном квинтете, Трио для кларнета, виолончели и фортепиано, Кларнетовом концерте - обращает на себя внимание медитативное начало, процесс сосредоточенного настороженного созерцания. Во Второй симфонии ("Фантасмагории"), по свободе композиции близкой поэме, где преобладает накаленный динамизм и нервно-импульсивная ритмика, слышится голос встревоженного человека, затерянного в бурном водовороте современной жизни, но и в ее коллизиях сохраняющего стремление к чистой духовности.
К этой же сфере примыкает фортепианная музыка, в том числе "Фантазии на староанглийскую тему", интересные стилистическим сплавом архаики и современности, а также органные сочинения.
Вторая сфера творчества Гецелева включает произведения де-мократических жанров, обладающих широким радиусом воздействия. Это - песни, хоровые сочинения, музыка к многочисленным телевизионным постановкам, фильмам и спектаклям. Композитор сотрудничает с Нижегородской студией телевидения, Театром юного зрителя, пишет музыку для Нижегородского театра кукол, Театра драмы имени Горького. Театральная музыка Гецелева всегда служит неотъемлемым художественным компонентом спектаклей, благотворно влияющим на их эмоциональную атмосферу.
В театральной музыке, так же как в детских кантатах и хорах, созданных композитором для Нижегородской капеллы мальчиков, с которой его связывает многолетнее содружество, привлекает меткость музыкальных характеристик, живость и доходчивость интонации, особенно заманчивые для детей. Здесь же проявляется замечательное чувство юмора, нередко переходящее в гротеск, - еще одна важная грань творчества Гецелева, придающая многим его произве-дениям особый интерес.
Разграничение двух очерченных сфер творчества, разумеется, условно: они связаны взаимообогащающим влиянием друг на друга. Опыт инструментального письма позволяет добиваться свежести музыкальной речи и в вокальных сочинениях, избегать банальной мелодики, пользоваться изобретательными приемами хоровой фактуры. Склонность к концепционному мышлению побуждает к тща-тельному отбору созвучных композитору текстов для вокальной му-зыки, круг которых чрезвычайно широк. Серьезность философского содержания порой сочетается с относительной простотой, напевностью или жанровой характерностью, например, в вокальном цикле "Всему свое время" (из немецкой поэзии).
В некоторых вокальных произведениях, созданных в последние годы, например на пушкинские стихи, заметно углубление лириче-ского начала. Интермеццо для женского хора (без слов) привлекает душевной тонкостью и особой элегической красотой.
Б.С.Гецелев - музыкант широкого профиля, успешно сочетающий композиторское творчество с научной, педагогической и общественной деятельностью. Им написаны статьи о современной музыке, он постоянный участник научных конференций, редактор ряда серьезных музыковедческих изданий. В Нижегородской консервато-рии, заведуя в звании профессора кафедрой композиции, он ведет занятия как по композиции, так и по теории музыки.
Гецелев - секретарь Союза композиторов России, председатель правления Нижегородской композиторской организации. Имеет зва-ния заслуженного деятеля искусств России, лауреата премии имени Шостаковича, премии Нижнего Новгорода. Его активная плодотворная роль в культурной жизни города несомненна.

Основные сочинения

Музыкально-театральные: телевизионная опера "Март-апрель" (1968).
Для симфонического оркестра: две симфонии (1981, 1991); Фреска (1970); Марш музыкальных путешественников; концерты - для фортепиано с оркест-ром (1972), для виолончели с оркестром (1974), для кларнета с оркестром (2000).
Для струнного оркестра: Бурлеска (1966); Концерт-скерцо для струнного оркестра и брасс-квинтета (1996).
Для оркестра русских народных инструментов: Марш и Рондо в рус-ском стиле (1982).
Вокально-оркестровые и хоровые: вокально-симфонический цикл "Зеле-ная луна" (1966); кантаты - "Про медведей" (1975), "Летят по небу шарики", стихи Д.Хармса и Н.Олейникова (1988), "Храни меня, мой талисман", стихи А.С.Пушкина (1993), "Вредные советы" и "Новые заповеди", стихи Г.Остера (1994), "Телега жизни", стихи А.С.Пушкина (1998); хоровой триптих "Река времен" (1984); "Английские песенки", стихи В.Левина; хоры "Речитатив Рат-ничеле", "Сомнения издателя" и др.
Камерно-инструментальные: Квинтет для флейты, гобоя, скрипки, вио-лончели и фортепиано (1984); трио - для скрипки, виолончели и фортепиано (1966), для кларнета, виолончели и фортепиано (1986), для кларнета и двух вио-лончелей (1993); Соната для флейты и фортепиано (1973); три сонатины (1961, 1962. 1963), "Триптих" (1984), Фантазии на староанглийскую тему (1995), "Воспоминание о сарабанде" (2000) - для фортепиано.
Для органа: симфония "Барельефы" (1985); "Нижегородский кремль" (1988); Три хоральные прелюдии (1997); Диалоги для маримбы и органа (2001).
Камерно-вокальные: Пять канонов для баса и инструментального ансамбля (1969); вокальные циклы - "Твое время", стихи Ю.Немцова (1976), "Из английской поэзии" (1982), "Всему свое время", из немецкой поэзии (1987), "Балаган", стихи М.Кудинова и Б.Заходера (1990), три цикла на стихи А.С.Пушкина (1998) и др.; песни.

Музыка к спектаклям и телефильмам "Разноцветные страницы", "Золушка", "Три толстяка", "Кот в сапогах", "Легенда горы Фудзи", "Настасья Филипповна" и др.

Основные музыковедческие труды

Факторы формообразования в крупных инструментальных произведениях второй половины ХХ века // Проблемы музыки ХХ века. - Горький, 1977; О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине ХХ века // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века. - М., 1983; О композиторском музыковедении // Выбор и сочетание: открытая форма. - Петрозаводск - СПб, 1995.

Литература

Р.Бунин. Творчество горьковчан // Музыкальная жизнь, 1971, № 16; Б.Егорова, Л.Николаева. Праздник города-юбиляра // Советская музыка, 1971, № 11; Р.Бунин. Композиторы Верхней Волги // Музыкальная жизнь, 1972, № 15; В.Коллар. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода-Горького. - Горький, 1976; А.Иконников. Горьковская молодежь // Музыка России. Вып. 1. - М., 1976; Ю.Корев. В пору творческой зрелости // Советская музыка, 1977, № 6; Гецелев Борис Семенович // Советские композиторы и музыковеды. Т. 1. - М., 1978; Л.Крылова. Музыка "на вырост" // Советская музыка, 1978, № 10; В.Беляков, В.Блинова, Н.Бордюг. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде - городе Горьком. - Горький, 1980; Гецелев Борис Семенович // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. - М., 1982; В.Васина-Гроссман. Вечер вокальных премьер // Советская музыка, 1984, № 8; И.Елисеев. Подвиг народа в музыке горьковчан. - Горький, 1985; Э.Монасзон. От редактора-составителя // Сочинения горьков-ских композиторов для фортепиано. - М., 1986; В.Блинова. Творческий потен-циал // Информационный бюллетень Союза композиторов СССР. - 1986, № 8; Гецелев Борис Семенович // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990, 1991; А.Григорьева, Д.Дараган. Размышления a due (Двадцать третья "Ле-нинградская музыкальная весна") // Музыка России. Вып. 9. - М., 1991; Н.Бордюг. Борис Гецелев // Композиторы Российской федерации. Вып. 5. - М., 1994; С.Савенко. О Борисе Гецелеве, музыканте и человеке // Музыкальная ака-демия, 1996, № 1; Гецелев Борис Семенович // Кто есть кто в Нижегородской области. Вып. 1, 2. - Нижний Новгород, 1998, 200

Олег Соколов

ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ

Хостинг от uCoz