ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ
Роман Григорьевич Виктюк родился в 1936 г.
Существует легенда о том, как еще в детстве цыганка нагадала, что Роман Виктюк будет режиссером. Неизвестно, правда это или байка. Но очевидно другое — Виктюк с детства увлекался театром. Еще школьником он пробовал себя в разных жанрах, пытался заниматься в хореографической студии, пел в хоре. Однако настоящее его призвание проявилось позже.
После окончания школы во Львове Роман Виктюк поступил на актерское отделение ГИТИСа в класс, которым руководила А.Тарасова. Закончив институт, он вернулся во Львов и начал работать актером в местном театре юного зрителя. Вскоре увлекся режиссурой и через семь лет поставил свой первый спектакль на сцене Львовского ТЮЗа. В родном городе его до сих пор почитают в числе других знаменитых земляков.
В 1968 году Виктюк покинул Львов, поскольку получил назначение и стал работать главным режиссером в Калининском театре юного зрителя. Но там от него требовали работать в устоявшейся традиции и не давали ставить спектакли в органичном для Виктюка откровенно экспериментальном направлении.
Поэтому молодой режиссер решил покинуть Калинин и переехал в Вильнюс. Там он поставил несколько спектаклей и стал ведущим режиссером местного театра. В Вильнюсе Виктюк проработал четыре года, и там же его спектакли стали впервые пользоваться шумным успехом.
В конце семидесятых годов Виктюк перебирается в Москву. Вначале он не смог найти работу по специальности, поэтому начал преподавать в цирковом училище. Но со временем ему удалось обменять свою квартиру в Вильнюсе на комнату в Москве. Получив прописку, он нашел и работу, став режиссером Студенческого театра МГУ.
Правда, после премьеры пьесы Л.Петрушевской «Уроки музыки» Виктюка уволили, но он перешел вместе с группой единомышленников в Дом культуры «Москворечье». Там к Виктюку и пришла настоящая известность. На его постановки неизменно собирались полные залы, и критики стали причислять его к числу известных режиссеров.
Однако у него никак не складывались отношения с московскими театрами.
Лишь Ю.Завадский позволил Виктюку поставить пьесу Л.Зорина «Царская охота». Спектакль также имел шумный успех и стал триумфом для главной исполнительницы М.Тереховой. История поимки княжны Таракановой оказалась созвучна времени.
После этой постановки Виктюка впервые пригласили на телевидение, где он поставил версию знаменитого романа А.Прево «История кавалера де Грийе и Манон Леско». Признание на телевидении открыло перед режиссером путь на московские театральные сцены. Его начинают приглашать в различные труппы — Театр имени Е.Вахтангова, «Сатирикон», «Современник», Театр на Таганке. Ставил Виктюк и спектакли Геннадия Хазанова — «Очевидное и невероятное» и «Маленькие трагедии».
Вместе с тем более десяти лет режиссер постоянно кочевал из одного столичного театра в другой. Параллельно он работал и в других городах, прежде всего во Львове и Вильнюсе. Можно сказать, что своим рождением как режиссера Виктюк обязан перестройке, поскольку именно в эти годы его авангардистские приемы смогли наконец найти свою аудиторию и художественное решение.
Нельзя, однако, сказать, что творческое развитие Виктюка шло по прямой. Так, постановка серии одноактных пьес на сцене «Современника» была сделана настолько вещественной, что после нее в прессе впервые появились предположения о гомосексуализме режиссера. Поводом для таких выводов послужило также его пристрастие к выбору актеров-мужчин даже для исполнения женских ролей.
После постановки пьесы французского драматурга Ж.Жене «Служанки» в 1988 г. за Виктюком закрепилась репутация самого модного и самого скандального из отечественных режиссеров. Но именно растущая популярность позволила ему обрести прочное положение. Он организовал собственный театр, открывшийся постановкой по роману В.Набокова «Лолита». Через несколько лет Виктюк получил и собственную сцену, арендовав Дом культуры имени Русакова в Сокольниках.
У Виктюка свой набор средств для работы с актерами. Он считает, что актеру никогда не нужно указывать, что делать. Главное — направить его так, чтобы он смог сам раскрыться. Поэтому режиссер предпочитает подбадривать своих актеров, показывая, что от них требуется. Но при этом он никогда не настаивает на своем. Как заметила в одном из интервью В.Талызина, сыгравшая в большинстве спектаклей Виктюка, его репетиции построены так, что он каждому дает шанс почувствовать себя большим актером.
Главное в спектаклях Виктюка — движение и пластика. Не случайно одна из постановок — «М.Баттерфляй» — стала его своеобразной визитной карточкой.
В настоящее время Виктюк работает не только в Москве, но и в Иерусалиме, где у него также есть собственный театр. Из-за чрезмерной вычурности спектаклей режиссера упрекают в том, что он исчерпал себя. Действительно, трудно выпускать по пять-шесть премьер ежегодно и при этом не повторяться.
Но в главном Виктюк неизменен: в каждой постановке он рассчитывает на звезду. У него с удовольствием играет, например, А.Фрейндлих и другие актеры, которые в настоящее время не связаны с конкретным театром.
Виктюк мечтает о новом театре. В связи с этим в прессе появилась информация о том, что петербургские власти предложили ему создать итальянский театр. Возможно, и эти планы осуществятся. Пока ясно одно: Виктюк еще покажет своим поклонникам нечто невероятное. Ведь недаром его называют «романтическим любовником театра».
Увлечение у Романа Виктюка лишь одно: купив огромную квартиру в Москве, он развел в ней настоящий сад. Говорят, что некогда эта квартира принадлежала В.Сталину. Но сегодня ее украшают фотографии из спектаклей Виктюка.
ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ

Хостинг от uCoz