ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ
БАШМЕТ И ЗОЛУШКА


Башмета, думаю, знают все. В лицо. Даже те, кто отродясь не слышал его ни как альтиста, ни как дирижера. Даже те, кто и не подозревает, что вот этот живописный длинноволосый персонаж с демоническим взором - как раз Башмет и есть. Человек с такой незаурядной внешностью, к тому же без конца мелькающий по телевизору, просто обречен на всенародную популярность. Пусть даже и безымянную - это среди тех, кому запомнилась лишь внешность музыканта. Поскольку таких - весь народ, а ценителей таланта, индивидуальности и, страшно сказать, репертуара - всего лишь избранная часть народа, то тут возникает интрига. В двух словах: хочешь возвыситься над серой массой - цени Башмета.

Детали (подзаголовок)
Совсем недавно Юрий Башмет откровенно объяснил, почему он любит приезжать в наш провинциальный город. Оказывается, его тут встречали как звезду, когда он был еще "никто, ничто и звать никак". Что это конкретно означает? Вот что: номер в гостинице ему заказывали "полулюкс", хотя по статусу положен был скромный одноместный. Билет на поезд оплачивали купейный, хотя полагался всего лишь плацкартный. Но самую сокрушительную роль сыграло топленое молоко. Стакан с этим волшебным зельем - из рук администратора Люды Лобановой - встречал Башмета прямо у выхода из вагона.

И вот теперь, после десятилетий бурной артистической жизни, Юрий Башмет - лауреат, орденоносец и первый альтист мира - вновь спустился на нашу многогрешную нижегородскую землю. И кроме великолепного концертного исполнения продемонстрировал еще и верность любви. К житейским подробностям. Жаль, не могу вспомнить автора, но сам афоризм передам точно: "Бог живет в деталях..."
Юрий Абрамович играл у нас накануне собственного юбилея, по круглости близкого разве что редчайшему столетнему: 24 января 2003 года ему исполнилось 50 лет. Мы его от души и всенародно поздравляем. Полтинник по нынешним меркам - время молодости и, стало быть, подводить итоги вовсе неуместно. Поэтому вместо итогов я дерзну поделиться некоторыми соображениями и наблюдениями - не научного, ясное дело, свойства, а опять-таки житейского. Чтобы не сказать - общечеловеческого.
Вот, например, подарки к юбилею. Вышеупомянутая Люда Лобанова (которая, кроме высочайшего класса общения с гастролерами-знаменитостями, демонстрирует еще и фото этих самых знаменитостей, в том числе сделанные и для данных заметок) припасла подарки загодя, чтобы успеть порадовать юбиляра "до того". Жанр детали тут разгулялся вовсю: значок с портретом Башмета, карманный календарик с портретом Башмета, зажигалка с портретом Башмета, кружка с портретом Башмета... Все милые вещицы - в одном экземпляре каждая. То есть раритеты от рождения. Маэстро был просто счастлив, - как если бы получил, скажем, альт Страдивари.
Ну ладно, это я преувеличиваю: у Башмета даже концертный инструмент - то есть самая главная для артиста вещь - не Страдивари и не Гварнери. Его альт - гораздо менее "культового" мастера - Паоло Тесторе, изготовлен в Милане в 1758 году.
- Инструменты Страдивари и Гварнери стоят миллионы. Мой Паоло Тесторе, конечно, не того уровня, но он очень мне подходит. А я - ему. Он у меня уже много лет. Я был еще студентом и однажды увидел сон - будто у меня появился хороший инструмент. Наутро вижу: в общежитии, где я жил, внизу лежит записка от моего профессора Борисовского. Звоню ему, он говорит - приезжай, тут тебя дожидается инструмент, его надо покупать! Я поехал и увидел вот этого Паоло. Судьба... Просили за него полторы тысячи рублей, вроде бы сущие копейки, но тогда я собирал эту сумму целый год.
Вот этот сон, он - что? Склонность Юрия Абрамовича к мистике? Вторжение "верхних сил" в его земные дни? Иллюстрация к поговорке "Будущее отбрасывает свои тени"? Может, просто деталь...
Башмет - человек светский. Гурман, знаток вин, не чужд даже некоторого игрового азарта. Как-то раз в Киеве после репетиции заехал в казино и с легкостью выиграл 750 долларов. Причем сел за пустой стол, и тут же вокруг образовалась компания - подсесть судьбе на хвост. Магнетизм? Да где там, просто житейская подробность. Такая же, как и концертный костюм маэстро Башмета: ведь все солисты мира выходят на сцену во фраке, а Башмет - в чем-то без названия. Что-то вроде блузы. А почему? Скорее всего, потому, что прекрасно знает о гипнотическом воздействии своего облика. И, значит, нужно "дожать", добавить к данному природой еще чуть-чуть своего собственного. Деталь...
А подпись! Башмет сочинил себе невиданный автограф: альтовый ключ на нотном стане, повторенный дважды и образующий заглавную В, латинскую. Такую изысканную роспись Башмет ставит везде, кроме разве что платежных документов.
"Вещный мир" для него важен. Есть вещи, которые Башмет превратил в символы постоянства: всегда - одни и те же сигареты, один и тот же парфюм. Как будто он изо всех сил привязывает себя к земле, опутывает сетью, прибивает гвоздиками - чтобы не улететь. Туда, где ангелы и демоны.

Аристократ и его родня (подзаголовок)
- Альт - инструмент необычный, засекреченный. И даже мистический. Моцарт на похоронах своей матери играл на альте, выбрал его для траурного дня. Великий скрипач Паганини долгое время играл на альте. А перешел на скрипку, чтобы завоевывать публику: скрипка - ярче.

- Вы, Юрий Абрамович, произнесли имя Паганини, чтобы предупредить неизбежный вопрос? Вас ведь о нем не спрашивает только ленивый. Все просят прокомментировать ваше безусловное сходство с "дьявольским скрипачом".
- Паганини - магнетическая натура. А все эти разговоры про дьявола - пустые: уверен, в каждом из нас есть и то, и другое. И дьявольское начало, и божественное.
- И все же не каждого, а только вас сравнивают с Паганини.
- Я убежден: Паганини был мощнейшим экстрасенсом. Даже гипнотизером. Он владел залом полностью. Колоссальная энергетика! Отсюда - столько легенд: продал душу дьяволу... Кстати, он играл и на гитаре (а я и на скрипке неплохо играю).
- Про вашу гитару уже мало кто помнит. А ведь вы по молодости лет предпочитали рок классике, а гитару - альту.
- Вы только представьте себе чопорную, академическую обстановку Московской дважды ордена Ленина консерватории имени Петра Ильича Чайковского и вдруг - студент посмел создать рок-группу! Бомба... Но для меня это дело было уже не в новинку, потому что свою первую группу я организовал еще на родине, во Львове. Та группа, между прочим, была популярна. Я играл там на гитаре. Хотя альт тоже позволяет порезвиться: например, на втором мини-диске группы Стаса Намина "Цветы" я играю как раз на альте - как рокер.
- "И все это умерло, умерло, умерло?.."
- Отнюдь нет. Не так давно был концерт в зале "Россия", я там аккомпанировал Ларисе Долиной, - я ее обожаю! Мы с ней импровизировали на тему моей любимой музыкальной шутки: соединяются "Лунная соната" Бетховена и "Yesterday" Биттлз. Совершенно не считаю это хулиганством.
- А то, что выделывает на скрипке Ванесса Мэй, тоже не считаете?
- Ну, она мне просто очень нравится. Особенно ее нижняя часть. У нее красивые ноги, и она всегда выступает в мини-юбке. Она не бездарный человек, но если женщина выходит на сцену, то я все-таки предпочту слушать, а не любоваться ногами. Пусть играет хоть в длинном концертном платье, в котором ног вообще не видно.
А что касается ее электронной скрипки, тут я совсем не против. Кстати, японцы из "Ямахи" сделали специально для меня электронный альт.
- И вы согласны на нем играть? Значит, ваш инструмент для вас - не священная корова?
- Альт я люблю больше всего. Вот говорят о нем: это средний инструмент. А я говорю: это центральный инструмент. Могу сказать без ложной скромности: благодаря мне альт перестал быть Золушкой. И теперь уже никогда ею не станет, не вернется в скромное амплуа всего лишь оркестрового инструмента. Ведь именно я впервые сыграл сольные концерты на альте в Москве, в Париже, Милане, Амстердаме, Нью-Йорке, Токио. И тут есть вторая вещь, продолжение первой: специально для альта теперь сочиняют музыку! Только мне одному посвящен 41 альтовый концерт, и это не считая сонат и другой музыки. Как не гордиться?

Параллельно(подзаголовок)
У Юрия Башмета есть оркестр, знаменитые "Солисты Москвы". Хотя на самом деле это два оркестра, только один уже... растворился. Разложился до элементарных частиц. Вот эта история.

В 1986 году Башмет созвал музыкантов и начал репетировать. Получился камерный оркестр, который быстро набрал качество, приобрел известность и даже получил предложение поработать во Франции, в городе Монпелье. Это уже 88-й. Музыкантам во Франции понравилось, и они решили там остаться.
- Это было предательство! Я понимал, что в принципе можно поискать компромисс и не расставаться. Но понимал и то, что с людьми, которые тебя предали, откровенничать на сцене невозможно. Они же не смотрят мне в глаза! А без этого музыка мертва.
Башмет вернулся в Москву. А его бывший оркестр вскоре перестал быть оркестром, и музыканты, оставшиеся во Франции, устроились - кто как.
Через четыре года (а это значит, в 1992-м, ровно десять лет тому назад) возник новый оркестр Башмета. Те "Солисты Москвы", которых мы знаем сегодня.
Знакомая история, не правда ли? Я ее для того и напомнила, чтобы сейчас обозначить параллель. Ведь точно так же было и с "Виртуозами Москвы", камерным оркестром Владимира Спивакова. Рождение оркестра, гастроли, контракт в Испании - и отказ музыкантов вернуться домой, в Россию. Дальше - то же: новые "Виртуозы" Спивакова, а тех, прежних, давно уж нет.
И если мы взглянем на это поразительное совпадение, то поймаем себя на мысли: а только ли это тут совпало? И названия у двух оркестров, как братья: "Витруозы" и "Солисты". Все той же Москвы. И сольные карьеры похожи - ранний мощный старт, победы на конкурсах, гастроли, лучшие концертные залы мира, прославленные партнеры. Редкостное артистическое обаяние. И синхронно возникшая потребность создать оркестр, не частая для успешных солистов, и тьма идей, фестивалей, мастер-классов, и благотворительные фонды - потому что обоим тесно в рамках академического музицирования. Разные инструменты, скрипка и альт. Ну и что? Напряжение, вибрация струны - во всех возможных переносных смыслах - та же.
Но по поводу Спивакова никто и никогда не шутил про дьявола, как по сей день пустословят по поводу Башмета. Эта пара - как две самые могучие шахматные фигуры, два ферзя, белый и черный. Светлый, приглашающий к радости - и темный, сворачивающий мир в плотный сгусток энергии. Не хватало лишь последней детали, внешней, и вот - Спиваков эффектно поседел, и теперь "белое" и "черное" видно воочию.
- Юрий Абрамович, назовите самую потрясающую музыку для вас.
- После Концерта А. Шнитке и после Альтовой сонаты Д. Шостаковича бывает, как после трагедии: умирают все.

Лариса Крылова.
Нижний Новгород

ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ

Хостинг от uCoz