ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ
РОМАНТИК НЕ ВЫДЕРЖАЛ СТЫЧКИ С КРИМИНАЛОМ
Замашка на вечное, или высокое искусство на злобу дня

На сцене Нижегородской филармонии прошла мировая премьера. Композитор Чайковский дирижировал нашим оркестром, который исполнил его новейшее произведение – одночастную симфонию «Гарольд в России». Солирующую партию альта сыграл Юрий Башмет.

Известнейший альтист пренебрег вековыми традициями и явился перед нижегородской публикой не во фраке, а в шелковистом черном блузоне навыпуск, весьма вольного фасона. Этот наряд, впрочем, только усилил живописный демонизм его внешности: у любителей музыки Башмет вызывает стойкую ассоциацию с легендарным Паганини. Правда, на этот раз музыканту пришлось переквалифицироваться в менее темпераментного, хотя и не менее романтического героя – Чайльда Гарольда, черный цвет которому идет так же, как и великому генуэзцу.
Видимо, только композитору по фамилии «Чайковский», которая обязывает замахиваться исключительно на вечное, могла прийти в голову идея - в конце 20 века сделать героем музыкального произведения некогда изрядно покочевавшего по мировому искусству, тем самым немало прославившегося, но оставшегося при этом ужасно нудным персонажем, байроновского двойника. Впрочем, автору можно простить лихость замысла – он же, в конце концов, не Чайковский №1 (Петр), и даже не Чайковский №2 (его однофамилец, Борис), а всего лишь Чайковский №3 (то бишь Александр).
Итак, литературная подоплека симфонии, как вы поняли, фантастична. Нелегкая заносит знаменитого странника в современную Россию. Чайльд Гарольд, буквально как рядовой среднестатистический россиянин, переживает вместе со всей страной грандиозный катаклизм перестройки начала 90-х годов и провидчески осознает, в какую яму скатывается его очередная родина.
Кульминация произведения – столкновение нашего пилигрима с отечественным криминалитетом. (Актуально: кто ж с ним не сталкивался?) Нетрудно предположить, что добром эта встреча закончиться не могла.
Какими бы, вы думали, музыкальными средствами была решена сложнейшая творческая задача перевода на музыкальный язык литературной основы? Нет-нет, не изящной классической аранжировкой каких-нибудь мелкожанровых «Мурки» или «Таганки». Чайковский №3 тонко подметил: российский криминалитет – это уже не единичные банды типа «Черной кошки», в подполье распевающие свои блатные песни, а вырвавшаяся наружу мощная, непобедимая стихия, все сметающая на своем пути.
Поэтому криминальная тема прозвучала в симфонии громким победным маршем в духе Шостаковича. Видимо, маэстро решил провести параллель между фашистскими полчищами из «Ленинградской» симфонии и бандформированиями современной России, разницы между которыми для творческой, да и для любой другой личности нет.
Неудивительно, что эта новая неуправляемая стихия безжалостно поглотила залетевшего из далеких краев худосочного европейца Гарольда, и он бесславно погиб в финале симфонии.
Исполнитель сольной партии (чуть не сказала – «главной роли»), безусловно, был центральной фигурой действа. Байроновский персонаж, похоже, пал даже не от криминала, а не выдержал конкуренции с Башметом, который явно не собирался поддаваться меланхолии и безволию своего героя, выглядел очень оптимистично и заряжал зал положительными эмоциями, игнорируя трагическую окраску произведения.
Написав солирующую партию для альта, автор симфонии попал в самую точку. Башметовское участие обеспечит половину успеха самому безнадежному предприятию, поскольку личность артиста присущими ей магичностью-харизматичностью вытянет любую, даже самую абсурдную художественную идею. Так что произведение было обречено на триумф. Мировая премьера, будем считать, состоялась.
Истинные ценители прекрасного попытались было вызвать и композитора, и альтиста на «бис», но задние ряды дружно повалили в гардероб, чтобы в очереди за пальто поразмышлять, что же им понравилось больше: сама симфония или участие в ней Башмета? Иногда с этим нелегко определиться.

Ольга ЮСОВА.
Нижний Новгород

ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ

Хостинг от uCoz