ВЕРНУТЬСЯ К ФОТОГРАФИЯМ
Алексей Любимов

— пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории — по праву считается одним из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности, чьи интересы простираются далеко за пределы музыки, охватывая самые разные области культуры и искусства.

Он родился в Москве в 1944 году. Становление творческой индивидуальности А.Любимова связано с учёбой у выдающихся музыкантов: в 1952-1963 гг. он учился в Центральной музыкальной школе (класс А.Д.Артоболевской), в 1963-1968 — в Московской консерватории (у Г.Г.Нейгауза, затем у Л.Н.Наумова), которую окончил с отличием. Огромное влияние на формирование взглядов А.Любимова оказала М.В.Юдина, по сути, его духовный наставник.
В 16 лет пианист стал лауреатом Всероссийского конкурса пианистов в Москве (1960, I премия). Будучи студентом консерватории, в 1965 году А.Любимов стал лауреатом I премии и золотым медалистом IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, а в 1968 — лауреатом Международного конкурса в Монреале (IV премия), удостоившись специального приза за лучшую интерпретацию сочинений современных канадских композиторов. «У него рояль не просто играет, а по-настоящему говорит», — таковы отзывы этих лет об игре А.Любимова, его особой, близкой к пению манере игры, присущей знаменитой школе Г.Г.Нейгауза.


С 1968 года Алексей Любимов начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. С 1975 — солист Московской государственной академической филармонии. Творчество Алексея Любимова впечатляет широчайшим диапазоном охватываемой музыки. В его интерпретации мировая музыкальная история предстает удивительно органичной: от опусов английских верджиналистов, исполняемых на старинном клавесине, до смелых экспериментов Кейджа, Штокхаузена и Булеза. По мнению самого А. Любимова, «старинная музыка, классика, романтизм, авангард — как разные языки. Чтобы добиться подлинности, музыкант должен стать полиглотом...». Всеми этими «языками» музыкант владеет в совершенстве.
Интерпретации Любимовым произведений Моцарта и Бетховена, Шуберта и Шопена, Брамса и Дебюсси, Бартока и Стравинского, Прокофьева и Шостаковича всегда отличаются яркостью и убедительностью. В его игре подкупает редкостное сочетание поэзии, лиризма, взволнованности и глубоко интеллектуального прочтения исполняемой им музыки. «Огромное количество впитываемых им музыкальных, литературных, философских познаний, пройдя через индивидуальность этого музыканта, переплавляется в драгоценный сплав глубины и простоты... С одной стороны, поражает многочисленность оживающих под его пальцами и проникающихся субъективной выразительностью деталей... С другой стороны, удивляет объективная гармоничность возникающего целого, ибо не только «дух», но и «буква» стиля соблюдены», — писал о Любимове А.Шнитке. Эти слова можно отнести к любой из сфер концертной деятельности музыканта, будь то сольные программы, выступления с прославленными мировыми оркестрами и выдающимися дирижерами, камерно-ансамблевое исполнительство, в котором партнерами пианиста были Н.Гутман, О.Каган, В.Третьяков, П.Шрайер, Т.Гринденко, М.Пекарский, А. Рудин, И.Монигетти, Х.Шифф, А.Штайер, К.Тетцлафф, В.Иванова, С.Савенко, Л.Давыдова и другие выдающиеся музыканты.
В числе оркестров, с которыми выступал пианист, — коллективы Санкт-Петербургской (Ленинградской) и Московской филармоний, Израильский, Мюнхенский, Лос-Анджелесский филармонические оркестры, Лондонский королевский филармонический оркестр, филармонический оркестр Radio France, симфонические оркестры Токио, Торонто, Берлина,
Лейпцига, Хельсинки, камерный оркестр Нидерландов, «Венская академия» и многие другие. Партнёрами А.Любимова были такие дирижёры, как К.Кондрашин, Д.Ойстрах, Н.Рахлин, Г.Рождественский, М.Плетнев, В.Ашкенази, Ф.Брюгген, М.Яновский, Р.Норрингтон, Э.-П.Салонен, К.Хогвуд, Ч.Маккерас, Н.Ярви, К.Нагано, А.Мустонен, Ю.-П.Сарасте…
При практически безграничном репертуаре, с самого начала творческой деятельности обозначились приоритеты пианиста. Во-первых, он — убежденный сторонник аутентичного исполнения музыки XVII-XIX вв., постоянно сотрудничает с крупнейшими коллективами и музыкантами, практикующими исполнение старинной музыки на оригинальных инструментах различных эпох. Любимов первым в нашей стране начал концертировать на исторических клавесинах и фортепиано, являлся одним из создателей ансамблей «Московский барочный квартет» (1975) и «Академия старинной музыки» (1982).
Другой приоритет артиста — музыка ХХ века, в т.ч. новейшая. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка — ХХ век» (1969-1974), впервые в стране исполнившего многие произведения П.Булеза, К.Штокхаузена, Дж.Кейджа, Т.Райли и других современных композиторов. Именно благодаря А. Любимову обрели концертную жизнь многие произведения В.Сильвестрова, А.Пярта, А.Волконского, А.Шнитке, Э.Денисова, В.Мартынова, Г.Уствольской, Г.Пелециса, А.Немтина, А.Рабиновича, П.Карманова, А.Кнайфеля, В.Суслина, Т.Мансуряна. Участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976-1978 гг.). Инициатор и художественный руководитель (до 1992 г.) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проводящегося в Москве с 1988 г., на котором впервые прозвучали многие произведения отечественных и зарубежных авторов, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской филармонии (1999).
А.Любимов постоянно участвует в различных международных фестивалях, в т.ч. «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), фестивали И.Менухина в Гштааде, Г.Кремера в Локенхаузе, Зальцбургский фестиваль, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многие другие. С 1991 г. — художественный руководитель Музыкального фестиваля в St.-Gallen (Австрия). Член художественного совета фестиваля «Декабрьские вечера» и молодежного фестиваля Ars Longa.
В 1968-75 гг. А.Любимов преподавал в Московской консерватории (класс камерного ансамбля). В 1995 вернулся в консерваторию в качестве руководителя Ансамбля старинной музыки, а в 1997 стал (в содружестве с Н.Гутман и Н.Кожухарём) инициатором создания и возглавил открытый в Московской консерватории факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), на котором впервые в России введены программы обучения на старинных инструментах. Бессменный декан ФИСИИ. Среди учеников — лауреаты Международных конкурсов О. Андрющенко, С. Каспров, О. Пащенко. С 1998 года А. Любимов является также профессором Университета «Моцартеум» в Зальцбурге (класс исторического и современного фортепиано). Член жюри многих международных конкурсов: «Шуберт и XX век» (Грац, 2000), Maj Lind Competition (Хельсинки, 2002), Международного конкурса на историческом фортепиано (Брюгге, 2004), Международного конкурса пианистов им. Рихтера (Москва, 2005), Международного конкурса клавесина им. Баха (Лейпциг, 2006), Международного конкурса пианистов ARD (Мюнхен, 2006). Проводит мастер-классы на исторических клавирах: Бельгия (2002, 2004, 2006), Лондон (RCM, 1998), Австрия (Грац, 2001).
В последние годы А.Любимов с учениками и молодыми коллегами каждый сезон предлагает слушателям изысканные и оригинальные программы на клавишных инструментах разных эпох, среди которых клавикорд, клавесин, тангентенфлюгель, орган-позитив, молоточковое фортепиано (Hammerklavier), тафель-клавир, рояль «Эрар» середины XIX в., современные рояли. В рамках концертов звучат редкие и известные сочинения в самых неожиданных контекстах, проводятся аналогии и параллели между самыми парадоксальными явлениями.
Дискография А.Любимова насчитывает свыше 50 CD и включает сольные, ансамблевые и оркестровые записи классической музыки от Моцарта до Шопена на инструментах прошлых эпох, музыку XX века, в т.ч. мировые премьеры произведений современных отечественных авторов. С середины 1970-х гг. начинает записывать на фирме «Мелодия» инициированную им же серию аутентичных исполнений старинной музыки «Факсимиле» и одновременно музыку современников. С конца 1980-х гг. сотрудничает с известными западными компаниями, такими как Erato, Sony classical, Teldec, BIS, ESM, Decca, Megadisc и многими другими.
Народный артист РФ (2003). Лауреат Премии г. Москвы (2001).
В 2009 году, к 65-летию пианиста, в издательстве «Композитор» вышла книга В.Н.Холоповой «Алексей Любимов».
материал с сайта МГФ http://www.meloman.ru/

Хостинг от uCoz