ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ
Артист ушел со сцены
Умер дирижер Израиль Борисович Гусман

...На авансцене стоял одинокий черный дирижерский пульт, украшенный цветами, на котором больше никогда не будет лежать партитура ни одного музыкального произведения. А умерший дирижер находился в первых рядах зрительного зала филармонии и слушал свой оркестр, который в последний раз играл для него одного. Поклонники таланта, друзья и просто любители музыки заходили в зал, чтобы на этом прощальном «концерте» поклониться гробу. Израиля Борисовича Гусмана помнили и любили как профессионала и прекрасного человека, хотя последний раз он дирижировал оркестром 15 лет назад. Несколько часов, пока город прощался с великим артистом, музыканты практически не уходили со сцены, провожая в последний путь своего бывшего руководителя...

Слушайте себя!

— Впервые я увидел Израиля Борисовича Гусмана в декабре 1957 года, когда был еще студентом училища. Узнав, что в оркестре новый дирижер, я поспешил в филармонию на репетицию, — вспоминает Александр Михайлович Скульский. — Необычность репетиции заключалась в том, что над сценой висел микрофон, и исполнение записывалось на пленку. Магнитофон тогда был диковинкой, а о том, чтобы в филармонии на него записывались репетиции, да чтобы потом музыкантам предложили прослушать собственное исполнение и обсудить, — до Гусмана не было и речи!
Впоследствии Израиль Борисович ошеломлял коллег новизной своих мыслей и поступков. Например, сейчас нам привычно, что оркестр играет по субботам. Но так было не всегда. Концерты проходили время от времени, когда приезжал известный гастролер, либо высокий партийный начальник, либо по случаю крупных государственных дат. При Израиле Борисовиче выступления стали регулярными, а не случайными.
Говорить сегодня о новизне музыкальных фестивалей — значит говорить банальность. А ведь свою дружбу с великими музыкантами-современниками Израиль Борисович обратил на пользу родному городу и любителям музыки, потому что благодаря ему звезды сцены стали постоянными гостями филармонии. Практически каждое новое произведение Шостаковича, буквально не остыв от тепла рук автора, ложилось на пульт Гусмана, — говорит Александр Скульский.

Сопротивление материала

В 1961 году в Москве разразился скандал. Дмитрий Шостакович написал свою Тринадцатую симфонию на слова поэмы «Бабий Яр» Евгения Евтушенко. Многие певцы из страха перед чиновничьими санкциями за разработку еврейской темы побоялись участвовать в премьере. До последнего сохранялась вероятность запрета первого исполнения. Оно состоялось, но во время концерта вокруг Московской консерватории патрулировала конная милиция, а вскоре симфонию запретили к исполнению по всей стране. Но, несмотря на запрет, Израиль Борисович неоднократно играл ее со своим коллективом. Состоялось исполнение даже в ДК автозавода.
Позднее, в 1974 году, аналогичная история произошла с Первой симфонией Альфреда Шнитке. В Москве ее запретили, усмотрев в ней сатирическое, неуважительное изображение жизни советских людей. Дирижер Геннадий Рождественский обратился к Израилю Борисовичу Гусману с просьбой помочь исполнить симфонию. Говорят, многие из тех, к кому обращался Рождественский, отказали ему. Но Гусман дал добро.
— Это был не просто смелый, а рискованный для карьеры руководителя оркестра шаг, если учесть повсеместный контроль над действиями коллективов культуры со стороны надзирающих органов того времени, — рассказывает секретарь нижегородского отделения Союза композиторов России Борис Гецелев. — Симфония Шнитке была исполнена! Зал горьковской филармонии ломился от слушателей, которые понаехали отовсюду — не только из Москвы, но и из-за границы. В газете «Горьковская правда», той самой, которую когда-то возглавлял отец Гусмана, опубликовали письмо за подписью некоего инженера Щелокова — конечно, инспирированное властями. Автор письма возмущался «надругательством над прошлым страны», которое якобы вытекало из музыки симфонии. И если бы тон полемики вокруг произведения, развернувшейся в столичной прессе, не был вполне лояльным, не исключено, что дирижер оркестра поплатился бы за смелый шаг своей должностью. Слава Богу, этого не произошло.

«Девушка» Ростроповича

Об искрящемся юморе Израиля Борисовича Гусмана ходят легенды.
Однажды приехал с концертом его друг Мстислав Ростропович, тогда еще неженатый. «Познакомь меня с какой-нибудь девушкой!» — попросил он Гусмана. И Израиль Борисович решил разыграть приятеля. Он подговорил свою жену, актрису Лилию Дроздову исполнить роль «девушки». Во время вечернего застолья Ростропович начал ухаживать за миловидной женой Гусмана, не подозревая никакого подвоха. Когда пылкость ухажера достигла апогея, он намекнул хозяину дома, чтобы тот пошел куда-нибудь «погулять».
— Нет, зачем же! Давай я тебе лучше покажу фотографии, — делая вид, что не замечает влюбленности своего друга, ответил Гусман.
Ростропович был в ярости. Но все-таки согласился посмотреть семейный альбом Гусмана.
— А это кто? — спросил он, указывая на фотографию Дроздовой, естественно, наклеенную на видном месте.
— А это моя жена! — ответил Израиль Борисович.
Обозвав хозяев «сволочами», так и не заполучив «девушку», Ростропович уехал.
Семья Гусмана жила в доме на улице Фигнер (ныне — Варварка), буквально напротив театрального училища, где преподавала Дроздова. И каждый вечер, чтобы встретить свою жену после работы, Израиль Борисович садился в машину, проезжал пятнадцать метров, подхватывал жену, разворачивался, снова проезжал пятнадцать метров и сворачивал к себе во двор.
— Пойдем, я тебя на машине довезу, — говорил он Владимиру Спивакову, с которым они должны были вместе идти на свой концерт в кремль.
Гусман долго приноравливался к рулю, потом еще минут десять пристегивался, затем пытался тронуться с места, как новичок. Разгонялся до второй скорости и медленно делал круг по площади Минина. За это время они успели бы дойти пешком до кремля несколько раз — туда и обратно.
— Мы не слишком быстро едем? — спрашивал терпеливый Спиваков. А потом кричал водителю:
— Осторожно, ямка!

«Осторожно, ямка!»

Весть о кончине Гусмана облетела буквально весь мир: многие из его близких друзей и коллег находятся на гастролях в других городах и странах. Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, Виктор Третьяков, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и другие прислали свои телеграммы.
«Слова утешения бессмысленны. Но пусть звучит музыка, как молитва, которая устремляется ввысь, туда, где обитает его душа, бессмертная и неповторимая», — написал Владимир Крайнев.
...Под траурные звуки когда-то возглавляемого им оркестра гроб с телом Израиля Борисовича Гусмана вынесли из концертного зала филармонии. Когда его ставили в роскошный «кадиллак», который должен был увезти его на Бугровское кладбище, одна из сотрудниц филармонии сказала:
— Так и слышу, как Спиваков говорит: «Осторожно, ямка!»
Красивая, светлая, яркая жизнь. Высокая, искренняя, светлая, истинно народная печаль о его кончине.
Так не будут хоронить никого из сильных мира сего. Ни политиков, забываемых задолго до смерти, презирающих свой народ, которому они должны служить, да и ненавидящих то дело, которым занимаются. Такой любви не удостоятся воротилы бизнеса, тратящие единственную жизнь на зарабатывание огромных денег. Так не будут провожать бандитов, погибших неправедной смертью от рук подобных себе то ли врагов, то ли друзей.
Такую память нужно заслужить — талантом, трудом и любовью к миру. Светлую, добрую память.


НАША СПРАВКА

Израиль Борисович Гусман родился в 1917 году в Нижнем Новгороде. Сын известного театрального и общественного деятеля Бориса Евсеевича Гусмана, возглавлявшего газету «Нижегородская коммуна» (позднее — «Горьковская правда»), впоследствии — завлита Большого театра. Израиль Гусман окончил Московскую консерваторию в 1944 году, был участником войны, с 1946 года руководил Харьковским филармоническим оркестром. В 1957 году переехал в Горький и стал главным дирижером и художественным руководителем оркестра Горьковской филармонии, которым управлял до 1987 года и вывел на уровень лучшего музыкального периферийного коллектива России, заслужившего различные награды и звание академического. В 1962-м организовал и провел первый в СССР фестиваль «Современная музыка», который позднее переродился в нынешний фестиваль искусств имени Сахарова. С 1987 по 1991 год возглавлял оркестр Детского музыкального театра Наталии Сац в Москве. Затем вернулся в Нижний Новгород, где продолжил работу на преподавательском поприще в консерватории в должности профессора. В течение более чем четырех десятилетий он воспитал несколько поколений музыкантов. Поощрял первые шаги талантливых профессионалов, ставших впоследствии выдающимися, — Мстислава Ростроповича, Владимира Спивакова, Юрия Башмета. Многие композиторы обязаны ему первым исполнением своих произведений — Дмитрий Шостакович, Родион Щедрин, Кара Караев, Георгий Свиридов, Дмитрий Кабалевский, Альфред Шнитке и другие.
Народный артист России Израиль Борисович Гусман награжден орденом Трудового Красного Знамени, боевыми орденами и медалями .
Автор: Ольга ЮСОВА
Дата публикации: Четверг, 06 февраля 2003
Категория: наши люди

ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ

Хостинг от uCoz
left>