ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ
Государственный Квартет им. Бородина, внесенный в Русскую книгу рекордов Гиннеса как старейший отечественный камерный ансамбль, возник осенью 1944 года и уже давно завоевал славу лучшего струнного квартета мира. Искусство Квартета им.Бородина — особая глава в истории русской музыкальной культуры. Исключительно заслуги квартета в пропаганде музыки 20 века, особенно произведений Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Шебалина, Вайнберга, Б.Чайковского, Шнитке. Роль и значение этого ансамбля не ограничиваются, однако, только исполнительством. По инициативе старейшего участника квартета — В.А.Берлинского — был учрежден первый в стране Международный конкурс струнных квартетов имени Д.Д.Шостаковича, Квартет постоянный участник Сахаровского фестиваля в Нижнем Новгороде. Словом, как сказал один из рецензентов, «о Квартете имени Бородина надо писать не газетной прозой, а стихами».

Четверо больших профессионалов

"Бородинцы" - это не четыре инструмента, а один с шестнадцатью струнами - то, за что многие квартеты борются всю жизнь, и что остается недосягаемым", "Четверо равных. Четверо разных. Четверо великих. Театр четырех актеров". Газета "Фольксштимме" (Австрия)

Длинная, живая очередь, состоящая из людей, вызывала у проходящих людей испуг и смешанное любопытство одновременно.
-- Простите, вы не скажете, что здесь происходит? - вопрос седой женщине, стоявшей рядом со мной, задала проходившая мимо пара.
-- Фестиваль Камерной Музыки. Квартет имени Бородина из России, - таков был ответ.
-- А-а-а...

Признаюсь, что столь невероятная для канадцев очередь вызвала и у меня замешательство. Внутри своего сознания я обрадовалась и была горда, что собралось столько почитателей квартета из России. А снаружи сквозило явное беспокойство: хватит ли мест на всех? И на меня в том числе? Ведь "хвост" завернул за угол далеко от St.Andrew Church, и по своему расстоянию равнялся двум или более автобусным астоновкам!

Но вот началось движение и буквально через нескольно минут церковь заполнилась благодарными слушателями. Я "юркнула" на балкон, разумно рассчитав, что в зале уже не будет свободного места.

Начало концерта началось с затянувшегося выступления молодого конферансье-юмориста, что-то задорно сообщавшего публике про ажиотаж вокруг, напоминающий концерты "Роллинг Стоунс", от чего та смеялась, взрываясь от переменного хохота...
А в программе стояли произведения Чайковского ( первый квартет ре-мажор), Стравинского ( три пьесы) и два квартета Шостаковича No. 11 и No.12, музыка довольно глубокая. Я старалась не обращать внимания на такой, по моему мнению "конфуз", и настраивалась на высокопрофессиональных музыкантов, исполняющих серьезную музыку...

Чайковский и Стравинский были неотразимы! А я для себя отметила, что секрет русских музыкантов не только в том, что они умеют держать публику во власти своего великолепного "piano", но так же слушать паузы, своего рода музыку тишины и заставляют слушать эти паузы саму публику, что вызывает восторг и филосовские размышления у последних. "Звук должен быть окутан тишиной...",- говорил великий пианист и профессор Московской консерватории Генрих Нейгауз.

Произведения Шостаковича прозвучали в исполнении квартета во втором отделении. Потрясающая школа мастерства! Свой собственный почерк интерпретации. Именно бородинцам принадлежит честь первого исполнения во многих странах мира квартетов Дмитрия Шостаковича. Беседа с Валентином Берлинским ( виолончель) уже после концерта подтвердила исторический факт присутствия Шостаковича на репетициях квартета. А мне выпала невероятная возможность еще раз убедиться в высоком профессиональном уровне таких музыкантов.В настоящее время в составе Квартета имени Бородина: народный артист Армении, лауреат Государственной премии Армении, профессор Рубен Агаронян, (1-я скрипка), народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Андрей Абраменков (2-я скрипка), лауреат Международных конкурсов Игорь Найдин (альт), народный артист России, лауреат государственной премии СССР, профессор Валентин Берлинский (виолончель).

"За все время своего существования Квартет дал невероятное число концертов, выступил с бессчетным количеством премьер, записал массу произведений, приобрел славу лучшего квартета мира, сохранив при этом замечательную непосредственность в исполнении и потрясающее техническое совершенство.
Практически с самого рождения коллектива с ним играли крупнейшие музыканты 20 столетия: Генрих Нейгауз, Мария Юдина, Лев Оборин, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Святослав Рихтер... Кроме общения с современниками-исполнителями ансамбль также очень тесно сотрудничал и с современниками-композиторами. Многие произведения создавались композиторами специально для бородинцев и посвящены им. Среди них партитуры Анатолия Александрова, Сулхана Цинцадзе, Виссариона Шебалина, Мечислава Вайнберга, Юрия Левитина, Альфреда Шнитке.
Кроме современных советских композиторов Квартет имени Бородина активно исполняет и музыку зарубежных авторов - это и Сэмюэль Барбер, и Бенджамин Бриттен, и Пауль Хиндемит, и Кароль Шимановский...". (http://www.mmv.ru/person/borodin.htm)

Исполнительское мастерство Квартета имени Бородина покорило весь мир. Он объездил все континенты, кроме Африки и Антарктиды. В Оттаве, 29 июля 2003 года, на 10 фестивале Камерной Музыки квартет появился во второй раз, обрадовав великое множество любителей камерной музыки. С обещаниями приехать в Канаду еще не один раз, мы расстались с участниками квартета у дверей церкви, под сводами которой прозвучала музыка русских композиторов...


Наталия Богданова
Оттава 2003 г.

ВЕРНУТЬСЯ НА СТРАНИЦУ

Хостинг от uCoz